Порядок оформления случаев недоставки/повреждения грузов при перевозках автотранспортом:
При перевозке автотранспортом в случае утраты, недоставки или повреждения груза Грузополучатель обязан сделать отметку с описанием характера ущерба и количества прибывшего груза в транспортных накладных (в экземпляре Грузополучателя и экземпляре Перевозчика), такая отметка должна быть удостоверена его подписью. Если Грузополучатель принял груз и не установил состояние груза в присутствии Перевозчика, он должен сделать письменное заявление Перевозчику об утрате или повреждении груза.
Указанное заявление делается в следующие сроки:
1) В течение 1 (одного) дня с момента принятия груза, когда речь идет о заметных внешне утратах или повреждениях.
2) В течение 7 (семи) дней со дня приема груза, не считая воскресенья и прочих нерабочих дней, когда речь идет о незаметных внешне утратах или повреждениях.
В противном случае имеется основание для презумпций, что груз был принят получателем в состоянии, описанном в накладной. Кроме того, не выставление Страхователем/Грузополучателем претензии Перевозчику, лишает Страховщика возможности последующего предъявления регресса к виновной стороне, что в свою очередь может повлечь за собой отказ Страховщика от выплат Страхователю страховых выплат.
Кроме оформления товарно-транспортной накладной Грузополучатель обязан составить акт о приемке груза. Такой Акт должен составляться в момент выгрузки груза, и содержать в себе необходимую информацию для определения размера ущерба и обстоятельств дела. К подписанию Акта, по возможности, должны быть привлечены и представители незаинтересованной организации.
Рекомендуется составление вышеупомянутого акта с указанием:
- точного наименования и количества утраченного/поврежденного груза;
- даты получения груза;
- причин утраты/повреждения груза;
- ориентировочного размера причиненного ущерба.
Акт заверяется подписью и печатью Перевозчика или третьего лица, привлеченного к осуществлению перевозки (если таковая имеется у него на руках на момент подписания Акта), а также подписями и печатями Грузополучателя (их законных представителей), а также представителей привлеченных незаинтересованных организаций.
После этого Грузополучатель должен направить письменную претензию в адрес Перевозчика с изложением случившегося и возложением на него ответственности за причиненный ущерб.
К Заявлению об убытке в обязательном порядке должны быть приложены следующие документы:
- оригинал извещения об убытке;
- оригинал сертификата;
- оригинал товарно-транспортной накладной с отметкой о несохранности перевозки;
- оригинал акта приема груза/коммерческого акта;
- документы, подтверждающие стоимость груза и наличие страхового интереса у Выгодоприобретателя (такие как договор поставки, товарная накладная, счет-фактура),
- оригинал объяснительной записки водителя;
- оригиналы смет и счетов на ремонт (при восстановительном ремонте);
- при полной гибели груза – оригинал акта на утилизацию имущества;
- заверенная копия договора с перевозчиком;
- заверенная копия претензии к Перевозчику;
- фотографии поврежденного груза;
- в случае ДТП – протокол, постановление/ определение государственной инспекции безопасности дорожного движения, справка об участии в ДТП;
- при возгорании/пожаре - протокол / справка, выданная Государственной противопожарной службы / МЧС РФ;
- при криминальных причинах происхождения страхового случая – талон-уведомление/Постановление о возбуждении уголовного дела либо отказ в возбуждении уголовного дела;
- при повреждении груза вследствие атмосферных осадков/природных стихийных явлений – справка из метеорологической службы РФ.
Примечание: В случае изъятия у Страхователя оригиналов вышеназванных документов уполномоченными на то лицами, указанные документы должны предоставляться в виде заверенных копий. Надлежащей формой заверения является нотариальное заверение, заверение лицом, выдавшим оригинал документа, либо заверение лицом, изъявшим оригинал документа.
*Является публичной офертой